Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В жизни общества семья как отдельный социальный институт призвана выполнять исключительно важную роль. Тем не менее потенциал семьи в настоящее время реализуется неэффективным образом. Сложившаяся сегодня социокультурная ситуация в институте семье неизменно требует целенаправленного формирования эффективных условий для поддержания всех видов российских семей.
Значимой задачей семейной политики России обязательно должна стать разработка эффективных технологий и механизмов поддержки семьи, которые позволяли бы активным образом использовать все имеющиеся возможности семьи в качестве общественного института для решении непростых проблем развития российского общества.
Глава 1.Теоретические основы социальной работы с семьей
1.1 Семья как объект социальной работы
На современном этапе социальная работа с семьей выступает в качестве одного из значимого направления. Это обусловлено тем, что дезорганизация социального института семьи неизменно в себе несет реальную угрозу благополучию общества. Семья является, по сути, первым воспитательным институтом, взаимосвязь с которым индивид испытывает на протяжении всей своей жизни. Именно в семье происходит зарождение основы морали и нравственности человека, формирование нормы поведения, возникает и развивается внутренний мир, а также индивидуальные качества личности. Семья также способствует самоутверждению человека, она его стимулирует на творческую и социальную активность. Однако семья, в которой структура нарушена, внутренние границы размыты, игнорируются либо обесцениваются базовые семейные функции, нередко относится к неблагополучной семьи. Неблагополучие в семье часто приводит к психической травматизации детей, дисбалансу в сфере общения, агрессивности, роста числа правонарушителей, наконец, педагогической запущенности [2, c. 98].
1.2 Технология социальной работы с семьей
Базовыми направлениями реализации семейной политики выступают создание соответствующей системы как социальной, так и психолого-педагогической помощи семье, осуществление охраны здоровья матери и ребенка, в случае необходимости это улучшение материальных условий жизнедеятельности нуждающейся семьи, оказание поддержки малоимущим семей, повышение социального и профессионального статуса женщин, осуществление профилактики правонарушений несовершеннолетних, проведение культурно-просветительской, идеологической, пропагандистской работы. При этом социальная политика в отношении семьи и детей находит свое проявление в выплате соответствующих пособий на ребенка, а также создании учреждений социального обслуживания, ориентированных на семью и детей. В такого рода учреждениях семье, детям-сиротам, а также трудным подросткам оказывается помощь, организуется семейный отдых. Также данные службы должны обеспечивать детскую безопасность, нормальные условия для проживания ребенка в семье [5].
В современной практике социальной помощи семье формируются разного рода центры: досуга, помощи семье во время кризиса, патроната семейного типа. Наиболее распространенной формой оказания социальной помощи семье на современном этапе выступают центры смешанного типа, в которых объединяется работа разных служб. Например, одной из такого рода служб выступает служба социальной реабилитации, которая ведет работу с людьми, попавшими в сложную жизненную ситуацию. Для таких лиц оказывается необходимая материальная поддержка, помощь в поиске работ, решаются проблемы усыновления, опеки, а также попечительства [8].
Семьям предоставляются следующие виды социального обслуживания: 1) обеспечение ухода за детьми, учащимися и работающими получателями временной помощи нуждающимся семьям; 2) содействие усыновлению детей и помощь приемным семьям; 3) помощь сбежавшим из дома и беспризорным детям; 4) юридическая и психологическая помощь подросткам; 5) розыск отцов, уклоняющихся от уплаты алиментов.
Также семьям получают: 1) социальный патронаж детей и семей, которые нуждаются в постоянном нестационарном обслуживании, в виде социально-бытовых услуг; 2) содействия в получении медицинской и иной помощи; -социальное обслуживание в стационарных условиях граждан, нуждающихся в постоянном постороннем уходе; 3) предоставление временного приюта гражданам без определенного места жительства, безнадзорным детям, подросткам; 4) организация дневного пребывания в учреждениях социального обслуживания с предоставлением социально-бытового, медицинского и иного обслуживания в дневное время детям, находящимся в трудных жизненных ситуациях; 5) консультативная помощь семьям в социально-экономическом, медико-социальном обеспечении жизнедеятельности, психолого-педагогической помощи, правовой защиты; 6) реабилитационные услуги в профессиональной, социальной, психологической реабилитации [1].
Оказывается помощь также многодетной либо малоимущей семье в покупке перед учебным годом принадлежностей для учебы (ежегодные выплаты): 1) льготы для детей сирот; 2) гарантируемое получение бесплатного среднего, среднего специального и высшего образования, с выплатой социальных стипендий на весь период обучения; 3) целевые программы для поступления в вузы, что также гарантирует обучение на бюджетной основе. 4) помощь многодетной или малоимущей семье в покупке перед учебным годом принадлежностей для учебы (ежегодные выплаты); 5) льготы для детей сирот; 6) гарантируемое получение бесплатного среднего, среднего специального и высшего образования, с выплатой социальных стипендий на весь период обучения; 7) целевые программы для поступления в вузы, что также гарантирует обучение на бюджетной основе [19, c. 43].
Организовано бесплатное питание в школе для детей из малообеспеченных семей. Одной из форм продовольственной поддержки семьи, имеющей детей, является субсидирование в детских садах - по количеству детей в семье, посещающих сады. В некоторых субъектах Российской Федерации дополнительно к мерам социальной поддержки, предусмотренным федеральным законодательством, установлены (на уровне субъекта) и меры социальной помощи семьям с детьми, в которых есть инвалиды [20, c. 42].
Глава 2.Социальная работа с семьей: практический подход
2.1. Современный опыт социальной работы с семьей
В настоящее время в нашей стране наработан достаточно широкий опыт социальной работы с семьей. Так, например, в ТОГБОУ «Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения» г. Тамбова работа социального педагога с семьей осуществляется в соответствии с планом и ее основными направлениями являются следующие:
1.Проведение социальной диагностики: 1) осуществление социальной паспортизации; 2) проведение анализа в семьях семейно-бытовых отношений; 3) диагностика и анализ в семьях морально-психологического фона для выявления его непосредственного воздействия на личность ребенка, а также разработка мер, направленных на его оптимизацию; 4) проведение социально-педагогической диагностики для выявления личностных проблем семьи и детей [18].
При этом начальным этапом работы с семьей социального педагога выступает составление социального паспорта, а также учетной карты семьи.
Диагностика семьи осуществляется в целях получения максимально полных и достоверных сведения о семье. В рамках социальной работы проводятся следующие исследования: взаимоотношения в семье; изучаются интересы детей; анализируются домашние обязанности, а также условия воспитания ребенка; диагностируются знания родителей о детях и наоборот. Изучаются отношения внутри семьи.
2.Социально-педагогическое консультирование: 1) проведение индивидуальных консультаций для тех детей, которые оказалась в трудных жизненных ситуациях; 2) осуществление консультирования родителей, педагогов и др. в целях разрешения имеющих место социально-педагогических проблем.
В свою очередь с родителями применяются такие формы работы, как: индивидуальные беседы и консультации.
3. Проведение социально-педагогической профилактики, а также коррекция и реабилитация: 1) работа по раннему выявлению и предупреждению фактов отклоняющегося поведения у детей; 2) профилактическая и коррекционная работа как с детьми, так и подростками, которые стоят на разных видах учета; 3) пропаганда здорового образа жизни; 4) работа по повышению уровня правовой грамотности как детей, так и их родителей для профилактики у них девиантного поведения;
При этом психологическая составляющая социальной помощи семье в себя включает следующие два компонента: социально-психологическую поддержку, а также коррекцию. Поддержка ориентирована на формирование в семье благоприятного климата, преимущественно в период кратковременного кризиса. В свою очередь коррекция межличностных отношений в основном происходит в тот период, когда в семье над ребенком имеет место психическое насилие, которое приводит к нарушению его физического и нервно-психического состояния. К такому виду насилия относится запугивание, оскорбление ребенка,
4.Организационно-методическая деятельность – это собственно анализ и обобщение имеющегося опыта осуществляемой социально-педагогической деятельности [18].
В свою очередь Центр социальной помощи семье и детям г. Гусиноозёрск Республики Бурятия призвано оказывать помощь семьям, а также отдельным гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию. Также деятельность ГБУСО «Селенгинский ЦСПСИД» ориентирована на реализацию помощи в плане сохранения и соблюдения законных прав и интересов, наконец, содействию в улучшении их материального и социального положения, психологического статуса.
2.2 Программный подход к построению социальной работы с семьей, имеющей ребенка с нарушениями в развитии
В рамках социальной работы с семьей, имеющей ребенка с нарушениями в развитии нередко используется программный подход. Этот подход, например, применяется в Муниципальное учреждение Отдел по вопросам семьи, материнства и детства Администрации муниципального района Шенталинский Самарской области [11].
Данным учреждением реализуется программа социально-педагогической работы с семьей, имеющей ребенка с нарушениями в развитии «Единая семья».
Целью данной программы является оказание комплексной социально-педагогической, а также психологической поддержки семье, имеющей ребенка с нарушениями в развитии.
Задачи программы «Единая семья»:
- Наиболее полно содействовать в организации необходимой комплексной помощи семье, воспитывающей ребенка с нарушениями в развитии с целью оптимального развития ребенка и эффективной адаптации семьи;
- Оказание моральной и психологической поддержки семье, воспитывающей особого ребенка, формирования необходимых условия для максимального общения с обществом;
- Обеспечение необходимой защиты как прав, так и законных интересов семьи, воспитывающей особого ребенка;
- Оптимизация внутренних ресурсов семьи для эффективного воспитания ребенка, содействие формированию наиболее благоприятного микроклимата непосредственно в семейных отношениях;
- Формирование интереса родителей к личностному развитию своего ребенка;
- Организации психолого-педагогического просвещения родителей относительно проблемам развития и воспитания, а также общения, детей с нарушениями в развитии через встречи, консультирование, проведение круглых столов, семинаров-практикумов, мастер-классов, праздников, тренингов, выставок, ориентированных как на их социальную реабилитацию, так и развитие у них коммуникативных навыков.
Формы и методы работы социального педагога с семьей: Проведение начальной и заключительной диагностики, осуществление наблюдения, информирование, консультирование, проведение бесед, осуществление патронажа семьи, проведение индивидуальных и подгрупповых занятий, проведение семинаров-практикумов, организация и проведение тренингов, организация круглых столов, применение сказкотерапии, использование арттерапии.
Программа «Единая семья» может реализовываться от 3 месяцев до 3 лет в непосредственной зависимости от степени нарушений в развитии у детей, проблем семьи в целом, а также достижения необходимо для ребенка уровня общего развития, уровня его интеграции в общество.
Заключение
На современном этапе помощь и поддержку со стороны социальных учреждений и служб испытывает немало семей. В настоящее время социальную помощь семье оказывают разного рода центры: досуга, помощи семье во время кризиса, патроната семейного типа. Наиболее распространенной формой оказания социальной помощи семье на современном этапе выступают центры смешанного типа, в которых объединяется работа разных служб. Семьям предоставляются следующие виды социального обслуживания: обеспечение ухода за детьми, учащимися и работающими получателями временной помощи нуждающимся семьям; содействие усыновлению детей и помощь приемным семьям; -помощь сбежавшим из дома и беспризорным детям; юридическая и психологическая помощь подросткам; помощь детям -жертвам преступлений и семейного насилия; розыск отцов, уклоняющихся от уплаты алиментов.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Алгоритм действий специалиста по социальной работе, взаимодействующего с неблагополучной семьей. – URL: https://pandia.ru/text/77/373/27408.php. (дата обращения: 21.10.2022). – Текст: электронный.
2. Антонов, А.И. Микросоциология семьи: учебное пособие / А.И. Антонов. – Москва, 2018. – 234 с. – Текст: непосредственный.
3. Атаева, Д.З. Деятельность социальных служб в решении проблем семьи / Д.З. Атаева, Н.Р. Курбанаева // Материалы VII Междунар. студенческой науч. конференции «Студенческий научный форум» URL: https://scienceforum.ru/2015/article/2015013819 (дата обращения: 26.10.2022). – Текст: непосредственный.
4. Вдовина, М.В. Социальная работа с семьей: подготовка специалистов / М.В. Вдовина. – Текст: непосредственный // Знание. Понимание. Умение. – 2005. – №2. – С. 17 - 22.
5. Галсанова, Д.В. Основные формы работы с неблагополучными семьями в Республике Бурятия / Д.В. Галсанова. – URL: https://esstu.ru/library/free/Konf/SocialRab/47_Галсанова.pdf. (дата обращения: 21.10.2022). – Текст: электронный.
6. ГБУСО «Селенгинский ЦСПСИД». – URL: https://www.rusprofile.ru/id/708679 pdf. (дата обращения: 21.10.2022). – Текст: электронный.
7. Дивицына, Н.Ф. Социальная работа с неблагополучными семьями и подростками / Н.Ф. Дивицына. – Ростов на Дону: Феникс, 2015. – 288 с. – Текст: непосредственный.
8. Дудкин, А.С. Технологии социальной работа с семьей и детьми: учеб. пособие / А.С. Дудкин. – Пенза: ПГПУ им. В.Г. Белинского 2019. – 40 с. – Текст: непосредственный.
9. Климантова, Г.И. Государственная семейная политика современной России: учеб. пособие / Г.И. Климантова. – Москва: Норма, 2019. – 276 с. – Текст: непосредственный.
10. Комплексное отделение социального обслуживания населения в ГБУСО «КЦСОН» в Новесергиевском районе. – URL: https://kcson-nvs.msr.orb.ru/posts/27987. (дата обращения: 22.10.2022). – Текст: электронный.
11. Муниципальное учреждение Отдел по вопросам семьи, материнства и детства Администрации муниципального района Шенталинский Самарской области.– URL: https://minsocdem.samregion.ru/institutions/mu-so-otdel-o-voprosam-semi-materinstva-i-detstva-administracii-municipalnogo-rayona. (дата обращения: 22.10.2022). – Текст: электронный.
12. Отделение по проблемам семьи и детей ГБУСО «КЦСОН» в Новесергиевском районе. – URL: https://kcson nvs.msr.orb.ru/posts/19771. (дата обращения: 22.10.2022). – Текст: электронный.
13. Рекомендации по работе с неблагополучными семьями. Режим доступа : – URL: http://www.vashpsixolog.ru/working-with-parents/149-neblagopoluchnaya-semya/1604-rekomendaczii-po-ra. (дата обращения: 22.10.2022). – Текст: электронный.
14. Сафронова, Ю.А. Социальная работа с семьей на ранней стадии семейного неблагополучия / Ю.А. Сафронова // Социальное взаимодействие в различных сферах жизнедеятельности. Материалы VI Международной научно-практической конференции. – Санкт-Петербург, 2016. – С.107-109. – Текст: непосредственный.
15. Семья в психологической консультации / под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина. – Москва: Педагогика, 1999. – 354 с. – Текст: непосредственный.
16. Склюева, Т.А. Социальные технологии: работа с семьей, находящейся в социально опасном положении / Т.А. Склюева. – Тюмень. 2014. – 102 с. – Текст: непосредственный.
17. Технологии работы с неблагополучной семьей. – URL: https://studfiles.net/preview/3601006/page:11/ (дата обращения: 22.10.2022). – Текст: электронный.
18. ТОГБОУ «Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения» – URL: https://ccenter.68edu.ru/spec_razdel.html. (дата обращения: 22.10.2022). – Текст: электронный.
19. Торохтий, В.С. Социальная работа с семьей. Психолого-педагогическое обеспечение : учебное пособие / В.С. Торохтий. – Москва: Юрайт, 2018. – 488 с. – Текст: непосредственный.
20. Харсиева, Ю.Р. Сравнительная характеристика американской и российской системы социальной помощи семье / Ю.Р. Харсиева, Л.В. Гудакова. – Текст: непосредственный // Научный журнал. – 2019. – № 2. – С. 42-47.
21. Черникова, Т.А. Особенности социальной работы с неблагополучными семьями / Т.А. Черникова, Л.А. Николаева Л.Д. Шайдукова. – Текст: непосредственный // Междунар. исслед. журн. – 2020. – № 2. – С. 54-60.
22. Черникова, Т.А. Социальная работа с неблагополучными семьями / Т.А. Черникова, Л.Д. Шайдукова. – Текст: непосредственный // Мир экономики и управления. – 2018. – Т. 18. – №4. – С.240-253.
23. Чхутиашвили, Л.В. Основные направления реализации новой семейной политики государства / Л.В. Чхутиашвили. – Текст: непосредственный // Актуальные проблемы семейного права. – 2017. – № 5. – С. 45-49.
24. Эфтимович, Л.Е. Семья: XXI век. Проблемы формирования региональной семейной политики / Л.Е. Эфтимович. – Текст: непосредственный // Аналитический вестник Совета Федерации РФ. – 2016. – № 11 (167). – 71 с.
25. Юлдашева, О.Н. Семейная социализация детей с ограниченными физическими возможностями: условия и факторы: автореф. дис. ... канд. социол. наук / О.Н. Юлдашева. – Уфа, 2016. – 24 с. – Текст: непосредственный.